Мусульмане утратили свою силу и влияние, прежде всего, потому, что их вера перестала определять их жизнь и поведение. Большинство мусульман сегодня следуют принципам ислама чисто формально. Они мусульмане только потому, что эту религию исповедовали в их семьях, либо они родились в мусульманской стране от мусульманских родителей. У них нет крепости в вере и энтузиазма в следовании вере. Могут ли такие люди восстановить силу веры?
Пророк (благословит Его Аллах и приветствует) упоминал возможные причины, ослабляющие умму и унижающие ее в глазах ее врагов. Время подтверждает, что слова пророка в этом смысле были истинны. Он (да благословит Его Аллах и приветствует) говорил: "Воистину народы ополчатся на тебя так же, как ненасытные едоки за трапезным столом жадно смотрят друг на друга". Пророк сказал: "Но многие из вас будут людьми малой силы и Аллах принесет аль-вахан в ваши сердца". Один из сподвижников Пророка спрашивал его: "О, посланник Аллаха, что означает "аль-вахан"? Пророк ответил: "Ваши сердца сильно привязаны к благам этого мира, и вы ощущаете сильный страх смерти". Посмотри, что порождает слабость в их сердцах! Это привязанность к радостям этого мира и зависимость от преходящей этой жизни. Каждый, кто так поступает, становится рабом своих желаний и не может более сам себя контролировать. В такой ситуации теряется и цель жизни.
Искушения делают сильного мужчину рабом женщины, которую он любит, или мирских благ, которых он активно ищет. Человеческое отвращение к смерти делает для людей предпочтительным унизительную жизнь перед достойной смертью, невзирая на то обстоятельство, что их унизительная жизнь есть разновидность смерти, только маскирующейся в иную оболочку, в то время как достойная смерть гарантирует человеку вечность. Говорится так: "Тот, кто не погиб достойной смертью на полях сражения, обрек себя на страдания в жизни".
Подлинной проблемой для мусульман являются страдания, моральные и духовные. Наше бытие обусловлено экономическими, политическими, административными, научными и техническими аспектами. Но это не более, чем наша рефлексия на основные жизненные проблемы, наше ослабление в вере и морали.
Десятилетиями мы обвиняли наших правителей в тирании и в том, что они обращаются с людьми, как с животными, а не как с достойными людьми. Мы также выдвигаем обвинения в отсутствии демократических институтов, могущих нас защитить от гнета неправедных правителей. Теперь вы понимаете, почему мы страдаем. Мы страдаем как от правителей, так и от того, что унижает нашу веру и мораль. Это происходит и потому, что правители очень хотят властвовать над остальными, подобно древним тиранам и фараонам. Кроме того, моральная и духовная слабость заставляет людей все более и более содействовать таким правителям. Вот что Аллах Всевышний сказал об унижении людей в руках фараона: "И послали Мы Мусу с Нашими знамениями и явной властью (97) к Фирауну и его знати. И последовали они за повелением Фирауна, но повеление Фирауна неправо" (Коран 11:97). "И он сделал свой народ распутным, и они подчинились ему" (Аз-Зукруф-43:54).
Именно из-за привязанности к миру и неприятия смерти мы становимся эгоистами и неспособными к самопожертвованию ради уммы.
Именно жадность правителей до власти, позволяющей им манипулировать людьми и задействовать себе в помощь лицемеров и злых людей, движет ими. Они готовы на все ради достижения своих целей, даже на сотрудничество с врагами своей страны. И это ведет к падению наших стран и унижению наций. Дезинтеграция мусульманских и арабских стран особенно болезненна не только из-за различий в идеологии и политике, сколько из-за разновекторности интересов тех, кто находится у власти.
Безответственные люди, находящиеся у власти, делают миллиардные долги арабских стран перед иностранными государствами.Эти долги только добавляют страданий арабским обществам. Люди, допускающие подобное, совсем не страшатся наказания Аллаха Всевышнего в грядущей жизни. Они готовы действовать в своих личных интересах, даже если это будет ценой благополучия их собственных стран.
Шейх Юсуф Кардавий