Когда рассказывают романтические и несколько картинные истории о похищении невест на Кавказе, у многих слушателей возникает ощущение некой фольклорности и надуманности. Леденящие душу вымученно-романтические рассказы об изнемогающих от страсти и безумной любви горячих юношах с бледными лицами, ворующих волооких стройных красавиц с потупленными взорами, порой представляются полуреальными легендами.
Тем не менее, такое явление, как похищение невест, среди некоторых мусульманских народов России действительно не просто имеет место, но и цветет пышным цветом. Воруют и местных девушек, и приезжих, и носящих открытую одежду, и надевающих хиджаб, и «этнических», и русских мусульманок. В татаро-башкирской среде такая практика практически отсутствует, хотя доходят известия об отдельных случаях, когда мужчины воровали приглянувшихся им девушек.
Самое любопытное, что приверженцы подобных обычаев искренне считают их аутентично исламскими. Между тем, я с удивлением обнаружила, что даже среди знакомых мне мусульманок многим «посчастливилось» столкнуться с подобными древними и в чем-то красивыми традициями на собственном опыте. Достаточно лишь набрести ненароком на отчаянного влюбленного красавца, если подберется соответствующий круг общения, где народные обычаи будут невзначай ставиться выше Шариата.
Среди историй, рассказанных мне этими женщинами, есть забавные, заставляющие порой громко смеяться, есть и почти трагические, обернувшиеся болью для многих людей, мучительно безрадостными годами жизни для похищенной девушки. Ведь умыкание невесты на Кавказе – это не розыгрыш, не шарада, не фольклорная инсценировка. В подавляющем большинстве случаев девушка или даже не подозревает, что ее хотят украсть, или по крайней мере уж точно этого не хочет.
Случаи воровства невесты по тайному сговору между влюбленными крайне редки, и такие обстоятельства тщательно скрываются, поскольку чреваты позором для молодой пары. В особенности для девушки – поскольку сразу возникают подозрения, что с любимым у нее был добрачный секс, или же, что она настолько не пользовалась популярностью у женихов, что уже отчаялась найти спутника жизни.
Осуждение ждет и молодого человека – вместо того, чтобы направиться в дом к родителям и попросить руки дочери, он идет на похищение тогда, когда девушка согласна. И сразу же многочисленные соседи начинают перешептываться, что это, мол, неспроста.
Такой адат настолько вжился в канву традиционно устоявшихся отношений на Кавказе, что вытравить его, как и любой другой неисламский пережиток, крайне непросто. Подобно сорной траве он прорастает сквозь увещевания религиозных лидеров о несоответствии Шариату такой модели сватовства, сквозь исторические перипетии, сквозь годы и все запреты.
Даже учитывая, что за подобные действия как в советские годы, так и сейчас грозит серьезный тюремный срок, особенности уголовного законодательства не останавливают желающих добыть невесту радикальными методами.
Несмотря на то, что женщины по-разному относятся к такому пикантному обычаю, как похищение невесты, у большинства из них такой обряд не вызывает понимания. Более того, на примере истории Мадины мы видим, что ее воровство обернулось для женщины глубоким стрессом на многие годы.
Но самое главное, что сам обычай находится в серьезном противоречии с шариатским законодательством в области брака и адабами (этическими норами), регулирующими отношения между мужчиной и женщиной. Согласно Исламу, женщина ни при каких обстоятельствах не может быть принуждена к вступлению в брак, тем более когда это делается при помощи грубой физической силы.
Все ситуации вокруг похищения невесты так или иначе связаны с очевидным недостатком исламской ментальности: или у мужчины, или у женщины, или у обоих, или в обществе в целом. Каждую конкретную историю здесь стоит оценивать отдельно, учитывая все ее индивидуальные аспекты.
Так или иначе, проблема не настолько проста, как кажется поначалу. Многие мусульмане, строго подходящие к вопросам исламской нравственности, отметят, что зачастую сами девушки провоцируют мужчин на такие действия – порой сами того не осознавая.
Молодые незамужние мусульманки, скажут они, приезжают в чужой город одни, без сопровождения махрама (близкого родственника), не учитывая к тому же особенности менталитета местных жителей, для которых сам по себе этот факт является неким подспудным стимулом к действию просто на уровне подсознания. Кроме того, многие этнические мусульманки явно игнорируют требования Ислама к внешнему виду, одеваясь порой более откровенно, чем обыкновенные москвички, не исповедующие Ислам.
Это, безусловно, не является решающим фактором, поскольку воруют всех, но все же порой созерцание волнующих форм обостряет желание молодых людей похитить красавицу.
С другой стороны, излишне вызывающее или некорректное с точки зрения Шариата поведение девушек никак не может служить оправданием откровенно неисламского поведения со стороны мужчин – скажут другие.
Почти трогательное в своей неподдельной искренности игнорирование шариатских адабов со стороны определенного сегмента завсегдатаев мечетей в спортивных штанах и лакированных ботинках стало уже притчей во языцах. Едва заметив мелькнувший мимо мечети хиджаб, эти ребята несутся сломя голову, сшибая ноги, снося все на своем пути, за девушкой, просто-напросто заглянувшей в мечеть – помолиться. Видимо, такие мусульмане излишне буквалистски трактуют хадис Пророка (мир ему) о том, что следует жениться при первой же возможности.
Однако девушкам-мусульманкам трудно им это объяснить – еще проблематичнее отвязаться от «усердствующего в исполнении Сунны», когда он плетется за барышней в ниспадающем палантине прямо до метро, клянча у нее телефон и порой полностью игнорируя информацию о наличии у роковой особы в хиджабе жениха или даже супруга.
И как упреки в сторону женщины, так и обвинения в адрес мужчины могут быть правомерными – все зависит от конкретной ситуации, от обстоятельств, личности, намерений и поведения самой девушки или ее похитителя. Поэтому каждый случай необходимо рассматривать во всей его индивидуальности. Тем не менее, есть и общий знаменатель, к которому можно неизбежно подвести все эти случаи: чем выше уровень исламского самосознания общества, чем больше приверженность людей Шариату, тем уже простор для джахилийских пережитков.
Кавказские мусульманки рассказывают, что наиболее счастливые семьи в их регионе – те, которые являются аутентично исламскими. Они создаются на основе взаимной договоренности и прозрачности отношений, добровольности брачного договора с обеих сторон, в таких семьях супруги уважают и ценят друг друга.
Именно это является залогом довольства семейной жизнью, ибо, как мы видим на примере историй с похищениями, отсутствие взаимности, внутренняя травмированность такого брака рано или поздно обернется трещиной в отношениях и зачастую разрывом. Другая проблема в том, что люди зачастую парадоксальным образом упорно следуют неисламским народным обычаям даже вопреки тому, что они доставляют сторонам лишь затруднения и страдания.
И изживание предрассудков и стереотипов поведения, противоречащих Шариату, – сложная и многомерная задача. Необходимо воспитывать исламское мировоззрение, при этом стараясь не задеть некие болезненные точки национального самосознания. Надо устранять приверженность неисламским народным обычаям, не травмируя национальную самоидентификацию.
К слову, Ислам не требует отказываться от последней, а лишь берет над ней главенство, корректируя и исправляя все то деструктивное для мусульманской личности, что есть в этнических традициях и устоявшихся практиках.