19 декабря ливийский суд вынес приговор пяти болгарским медсестрам и палестинскому врачу, которые обвиняются в заражении более 400 ливийских детей СПИДом. Суд приговорил их к расстрелу. Обвиняемые были арестованы в 1999 году после того, как в больнице города Бенгази, где врачи работали по контракту, были выявлены случаи массового заражения детей ВИЧ-инфекцией через инъекции.
За время работы в больнице в Бенгази они вводили пациентам сыворотку, в которой содержался вирус СПИДа. По мнению обвинения, они делали это осознанно. Таким образом за время работы в медучреждении они инфицировали 426 детей, к моменту вынесения приговора 50 из них скончались.
Врачи были арестованы в 1999 году и провели в тюрьме три года, пока по настоянию болгарской стороны и международных правозащитников не были переведены под домашний арест. Медики не признали своей вины, заявляя, что показания выбивались у них под пытками. Несмотря на это, в мае 2004 года суд приговорил их к расстрелу.
Однако под давлением международной общественности в декабре 2005 года Верховный суд Ливии признал наличие грубых ошибок в ходе расследования и направил дело на пересмотр. Но окончательный вердикт остался тот же – расстрелять.
Жизнь медсестер могла быть спасена в том случае, если бы София выплатила компенсацию Ливану в размере $5,5 млрд., в таком случае их бы отпустили на свободу. Но София не согласилась на такие условия.
Приговор уже осудили в Евросоюзе. Комиссар ЕС по вопросам юстиции Франко Фраттини заявил, что "шокирован решением суда". По его словам, "приговор может оказаться препятствием для сотрудничества Ливии с европейскими странами",
Вечером 17 июля Высший законодательный совет Ливии отменил смертный приговор пяти болгарским медсестрам и палестинскому врачу, обвиняемым в заражении СПИДом более 400 детей. Как сообщает AFP, смертная казнь заменена на пожизненное тюремное заключение. Пока неясно, в какой стране осужденные будут отбывать наказание. Ранее во вторник семьи пострадавших детей подписали прошение об отмене смертной казни в отношении медиков после того, как получили компенсации за заражение детей.